+7 988 526-77-77   ⋅   Краснодар

Прослеживаемость: что важно знать участникам оборота

27 августа 2021

Зачем нужен новый инструмент контроля

Прослеживаемость вводится как дополнение к уже существующим видам надзора над перемещением товаров: таможенным, налоговым. Она будет действовать не только в России, но и других странах Евразийского экономического союза. Международное соглашение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия. Цель введения прослеживаемости — борьба с контрафактом и серым импортом, повышение собираемости налогов и таможенных платежей.

В чем разница между маркировкой и прослеживаемостью

Приводим основные отличия между системами, контролирующими перемещение товаров:

  • Оператор маркировки — ЦРПТ, прослеживаемости — ФНС.
  • Маркируют каждую единицу товара, прослеживают партии товара.
  • Маркировка ведется средствами физической идентификации (штрихкод, RFID-метка). Прослеживаемость — документальный метод, не подразумевающий проставление отметок на товарах. Регистрационные номера партий продукции (РНПТ) указываются в счетах-фактурах и УПД.
  • Контролируются разные товарные группы. Они не пересекаются.
  • Маркировка связана с производством, прослеживаемость охватывает импортируемые в Россию товары.
  • Участники оборота маркированных товаров передают данные в систему из электронных УПД при подписании документов, участники системы прослеживаемости сами отправляют сведения оператору.

С 1 января 2023 года сведения по прослеживаемости также будут передаваться автоматически, в режиме реального времени. Оператор ЭДО будет отправлять в ФНС документы с РНПТ.

Новые обязанности участников оборота прослеживаемых товаров

Участники оборота — это юрлица и ИП, которые перепродают, передают, утилизируют, конфискуют, вывозят импортированную продукцию из страны. Форма налогообложения значения не имеет.

Участники оборота должны ежеквартально подавать в налоговую отчет об операциях с прослеживаемыми товарами. Кроме того, необходимо отправлять уведомления об остатках, ввозе/вывозе товаров в страны ЕАЭС.

Все документы создаются в электронном виде. Их формы и порядок заполнения приведены в письме ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@.

Работа со счетами-фактурами

Поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ.  Организациям вменена новая обязанность. С 8 июля 2021 года они должны выставлять счета-фактуры в электронном формате по операциям, связанным с прослеживаемостью, включая корректировочные счета.
Есть несколько исключений. Это:

  • продажи физлицу для собственных нужд;
  • экспорт;
  • продажи и перемещение товаров в страны ЕАЭС.

В свою очередь, покупатели обязаны с 1 июля принимать электронные счета-фактуры или первичные документы, если не являются плательщиками НДС.

В файлах первичных документов и счетов-фактур надо заполнять новые реквизиты: регистрационный номер партии товара (РНПТ), единица измерения, количество товара. В Контур.Диадоке эта возможность уже реализована.

Что надо сделать для работы с прослеживаемыми товарами

Компания, которая работает с прослеживаемостью, должна использовать партионный учет товаров и вести справочник номенклатур в учетной программе. Также необходим ЭДО с контрагентами, чтобы обмениваться счетами-фактурами или первичными документами.

Эксперт сервиса Контур.Диадок Сергей Киселев рекомендует:

  1. Составьте список покупателей и поставщиков.
  2. Определите готовность каждого из них к применению ЭДО.
  3. Контрагент уже использует ЭДО — отправьте ему приглашение к обмену электронными документами. Если у вас разные операторы, потребуется настроить роуминг. На бумаге вести документооборот нельзя — документы по продаже и покупке прослеживаемых товаров оформляются только в электронном формате. ФНС также может запросить электронные документы с соответствующими дополнительными реквизитами.

Что подлежит прослеживаемости

Список прослеживаемых товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1110. В него вошли, в частности, детские коляски и автокресла, промышленные и бытовые стиральные машины, бульдозеры, промышленные транспортные средства для перемещения грузов, проекторы, мониторы, холодильное и морозильное оборудование.


Другие новости

20 ноября

Обновление вызвало много вопросов у пользователей. Мы возвращаем статусы в прежнее состояние и продолжим работу над их улучшением.

15 ноября

Фокус открыл новый тариф «Экспресс», разработанный специально для малого и микробизнеса. С ним компаниям и ИП по доступной цене будет открыта вся необходимая информации для быстрой и объективной оценки контрагентов.

9 ноября

Рассказываем, как налоговая реформа изменит работу в Диадоке.

30 октября

В сервисе появились и новые статусы о проверке доверенности или ошибках в ней.